Проверочная работа по русскому языку за 10 класс.
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–2.
(1)В начале 1870 года русские художники поняли наконец прелесть родной природы. (2)Ранее их привлекали экзотические красоты итальянских и крымских ландшафтов. (3)Неброское обаяние __ средней полосы могло быть выражено только через эмоциональное состояние творца. (4)Если для передачи величия моря и гор художнику порой достаточно сосредоточиться на местности, то здесь значимой стала необходимость выразить субъективное отношение, ибо только так можно было раскрыть внешне неприметную, но полную __ очарования душу русской природы, углубить её восприятие. (По И. Кашековой)
1. Подберите и запишите на месте пропуска в предложении 3 синоним к слову «ландшафт» из предложения 2.
Ответ: Пейзаж
2. Подберите и запишите эпитет к слову «очарование» из предложения 4. Объясните свой выбор двумя-тремя предложениями.
Ответ: неповторимое, неотразимое, грустное, неуловимое, скромное, магическое, мягкое
3. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Поняли, сосредоточиться, значимой, углубить.
Ответ: По́няли, сосредото́читься, зна́чимой, углуби́ть
4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
А) речевая избыточность
Б) нарушение лексической сочетаемости
В) неправильное употребление фразеологического оборота
1) Два единственных вопроса волновали жителей дома: неполадки в квартирах и ремонт.
2) Он учился в музыкальной консерватории.
3) На зиму они мариновали огурцы и варили варенье.
4) В маленьком городе N дизайнера интерьера днём с фонарём не сыщешь.
5) Семёнов как в воду глядел, предсказывая результаты отборочного этапа по пятиборью.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А-2 Б-1 В-4
5. Определите, какая(-ие) лексическая(-ие) единица(-ы) (синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы и т. п.) использована(-ы) в приведённом предложении. Текстовые метки (хештеги) используются всеми социальными сетями, в том числе «Одноклассниками» и «ВКонтакте».
Ответ: неологизмы
6. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
1) Счёт у её пополнился на два процента.
2) Костя Иванов – мой лучший друг.
3) Отправляя меня на рынок, мама велела купить два килограмма помидор.
4) Я смогу его победить в следующем матче.
Ответ: 24
7. Выпишите слова, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная в корне слова.
Спелая виш..нка, г..рный воздух, пр..соед..ниться к обсуждению, м..ровой судья, соб..рательный образ, соч..тание цветов, накл..ниться вбок, ярко г..рели, радос..ное настроение, болезненный ож..г, бурная реч..нка, надеть пальт..цо, расст..лается ковром, пр..митивный ответ, вкусный в..негрет.
Ответ: Собирательный, сочетание, наклониться, горели, расстилается
8. Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.
1) Девушка была образова(н,нн)а и воспита(н,нн)а.
2) Она была воспита(н,нн)а бабушкой.
3) (В)даль морскую уплыл парусник.
4) Мы договорились (на)счёт поездки.
5) Тётя Света посмотрела на Соню и покачала головой, думая о том, что одета девочка не (по)летнему.
6) Маша ушла в магазин, и её не было (в)течение сорока минут.
7) Наши друзья отдыхали в Сочи, мы (то)же решили туда поехать.
8) Он посмотрел (в)верх и увидел гордо парящего орла.
Ответ:
3) В даль морскую уплыл парусник (Имя существительное/имя существительное с предлогом)
1) Девушка была образованна и воспитанна (Имя прилагательное)
5) Тётя Света посмотрела на Соню и покачала головой, думая о том, что одета девочка не по-летнему. 8) Он посмотрел вверх и увидел гордо парящего орла. (наречие)
2) Она была воспитана бабушкой (причастие)
6) Маша ушла в магазин, и её не было в течение сорока минут.
4) Мы договорились насчёт поездки. (предлог)
7) Наши друзья отдыхали в Сочи, мы тоже решили туда поехать. (союз)
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9–14.
(1)Для нас Василий Дмитриевич Поленов прежде всего автор «Московского дворика», «Бабушкиного сада», «У ворот усадьбы», где чувствуются мягкие элегические ноты, где есть ощущение уходящей в прошлое старины.
9. Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.
Ответ: художник, пейзаж, любовь к Родине, мир природы, родной край.
10. Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его
значению в данном тексте.
1) Буйный (предложение 22) – быстро растущий; обильный, густой, пышный.
2) Гондола (предложение 11) – подвешенная к оболочке воздушного шара, аэростата, дирижабля кабина для экипажа и оборудования.
3) Озарить (предложение 13) – оживить, согреть; пронизать каким-либо чувством, настроением.
4) Уходить (предложение 23) – увлечённо, целиком отдаваться какому-либо занятию.
5) Почва (предложение 31) – верхний слой земной коры, который является основной средой для развития растительной жизни.
Ответ: 134
11. Определите логическую связь между предложениями 14 / 7, 8, 9 / 15.
1) тезис / доказательство / вывод
2) общая мысль / её конкретизация / аргумент
3) тезис / аргумент / контраргумент
4) общая мысль / причина / следствие
Ответ: 1
12. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором текста.
Ответ: Как отражается любовь к Родине в произведениях художников?
13. Определите по лексическому значению, о каком средстве художественной выразительности
идёт речь: «Вид тропа: переносное значение слова, основанное на уподоблении одного
предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений». Приведите три примера этого тропа: два примера из текста, а третий – собственный. Запишите их.
Ответ:
1) название тропа: метафора;
2) примеры из текста: «змейка тропки» (предложение 9), «светом радости» (предложение 13)
«отсветы палитры ткут в воде ковёр» (предложение 22), «полоса пламени» (предложение 24) «пятнышки лилий» (предложение 26) и т. п.
14. Напишите фрагмент сочинения (не более 5 предложений), подобрав из текста два примера иллюстрации, подтверждающих следующий тезис: «Василий Поленов – мастер лирических, душевных сюжетов».
Ответ:
1) два примера-иллюстрации из текста: «в обыкновенном узнано необыкновенное, в обычном –очарование родного края» (предложение 14), «из холопьего царства В. Поленов уходит в мягкий, прекрасный, возвышающий мир природы» (предложение 23), «…чувствуются мягкие
элегические ноты, … есть ощущение уходящей в прошлое старины» (предложение 1) и др.;
2) структурная связность, содержательная и смысловая цельность текста